Понедельник, 16.09.2019, 23:16 | Приветствую Вас Гость | Подписка на новости сайта

«  Сентябрь 2019  »

Главная » 2019 » Сентябрь » 4 » Легкие планеты охвачены огнем
Легкие планеты охвачены огнем

Пожары, охватившие джунгли Амазонки, привлекли внимание всего мира. Власти Бразилии отрицают катастрофические масштабы проблемы, хотя несколько дней назад президент страны Жаир Болсонару подписал двухмесячный запрет на применение огня для расчистки территорий от леса: как и повсюду в мире, главной причиной таких пожаров является деятельность человека.

В Амазонии пал используется для расширения площадей в пользу прибыльного сельского хозяйства — прежде всего, для выпаса скота. В начале 2019 года администрация Болсонару отменила ряд ограничений на такую деятельность, и с тех пор в стране зафиксировано более 77 тысяч таких поджогов. В сравнении с предыдущим годом скорость сведения лесов выросла сразу на 40 процентов, потеряно уже более 4,5 миллиона акров.

Обезлесение — проблема по‑настоящему глобальная, но гибель амазонских джунглей особенно трагична. Ее богатейшую экосистему населяют более чем три миллиона видов животных и растений. Апокалиптические картины мертвых джунглей сотрясают мировые СМИ: «Легкие планеты гибнут», — пугают заголовки. Не пытаясь преуменьшить значение этой трагедии, заметим, что это неверно. Если уж действительно сравнивать планету с человеческим организмом, то Амазонка будет играть в нем совсем другую роль.

Дыхание Земли

Леса Амазонки выделяют 6−7 процентов всего кислорода, производимого фотосинтезирующими организмами Земли. Однако на фоне 20,9 процента свободного кислорода, которые наполняют атмосферу планеты, это капля в море. Все это колоссальное количество — порядка 1200 триллионов тонн — создано вовсе не джунглями, растущими в Южной Америке или где-либо еще. Это — заслуга древних существ, что давно покоятся в недрах Земли.

Геолог из Висконсинского университета в Мадисоне Йон Хассон (Jon Husson) указывает, что даже если некий безумный и злой гений сожжет разом всю живую биомассу планеты, включая все растения лесов, всех насекомых, планктон и микроорганизмы, — то содержание кислорода в атмосфере упадет лишь до 20,4 процента. Объясняется это самой логикой «газового бюджета» современной Земли.

Свободный кислород производится живыми организмами: они связывают воду и углекислый газ, образуя органические молекулы и выделяя его в качестве побочного продукта фотосинтетических реакций. При этом практически весь образовавшийся кислород поглощается и используется в процессе дыхания. Это, по сути, обратная фотосинтезу реакция, в ходе которой кислород окисляет органические молекулы с выделением энергии, а углекислый газ и вода возвращаются в природу.

Откуда же взялись триллионы тонн, заполняющие атмосферу? Ответ, по мнению Хассона, лежит у нас под ногами. Небольшая доля органической материи, произведенной за миллиарды лет жизни на Земле, в силу тех или иных событий оказалась выведена из биологического оборота. Погрузившись в недра планеты, эта биомасса стала углем, нефтью, газом. Кислород, который когда-то выделили организмы при производстве ископаемого топлива, оказался «ни при делах» и не был израсходован на новый цикл дыхания-окисления.

Так сохранялась крошечная (по оценкам Хассона, не более доли процента) доля кислорода, зато накапливалась она миллионами лет. Значительная часть свободного газа ушла на окисление минералов, растворилась в океанской воде и тому подобное. Лишь постепенно стала наполняться и атмосфера, превратившись в комфортную для нас.

Недаром современные объемы потребления ископаемого топлива снижают содержание кислорода в воздухе: он уходит на окисление древней органической материи. Показано, что за последние 100 лет этот процесс вывел из атмосферы десятки миллиардов тонн кислорода. На этом фоне вклад лесов Амазонии никак нельзя сравнить с той ролью, которую играют легкие.

Если не легкие, то что?

В 2014 г. в журнале Nature Climate Change вышла статья климатологов из Виргинского университета Деборы Лоуренс (Deborah Lawrence) и Карен Вандекар (Karen Vandecar). Авторы рассмотрели возможные глобальные последствия потери влажных тропических лесов планеты. Расположенные в районе экватора, эти джунгли играют огромную роль в работе климата всей Земли.

На таких масштабах их ключевая функция заключается в подъеме огромных объемов воды в атмосферу из рек и из почвы. Отсюда теплый, влажный воздух движется в более умеренные широты, обеспечивая плодородие их земель. По словам Лоренс и Вандекар, тропические леса корректнее называть не легкими, а «потовыми железами» планеты, которые обеспечивают выделение влаги и охлаждение всему ее «организму».

Проведя моделирование, ученые показали, что полное исчезновение лесов Амазонии вызовет резкое сокращение осадков по всей территории Мексики и на значительной части Северной Америки, прежде всего — в богатых сельскохозяйственных регионах. От дополнительного потепления и отсутствия дождей серьезно пострадает и Западная Европа.

В случае потери джунглей Амазонии, Африки и Юго-Восточной Азии глобальный рост температуры увеличится еще на дополнительные 0,7 °С. А между тем, за последние полвека леса Южной Америки потеряли почти 800 тыс. кв. км, — и сегодня гибнут еще быстрее прежнего. Местные жители уже чувствуют изменения: в наиболее пострадавших от обезлесения районах сезон дождей наступает на несколько недель позже обычного и длится меньше.

Начиная с 1970 г. площадь амазонских джунглей сократилась на 17 процентов. Допустимым пределом ученые называют 30 процентов: далее в сложной экосистеме может запуститься «цепная реакция», которая закончится неминуемым коллапсом. В отличие от африканских саванн, для которых мощные пожары — часть естественного цикла существования, влажный лес переносит их куда сложнее и восстанавливается несравнимо дольше. В обозримой перспективе мы рискуем потерять если не легкие, то потовые железы планеты и на себе почувствовать важность этого недооцененного «органа».

Категория: Пожар | Просмотров: 50 | Добавил: Sergo | Рейтинг: 0.0/0